Памятные места агрогородка СТАСЕВО
Цель: воспитание у детей патриотизма, уважения к истории родного края, чувства гордости и благодарности за героический подвиг, защитников Родины.
Тип: семейный маршрут выходного дня.
Вид: автомобильный
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Протяженность:15 -20 км.
Маршрут: воинское захоронение (аг. Стасево), Свято-Покровская церковь (каплица)
Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.
Рекомендации для родителей:
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
4. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
5. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!
Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.
Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
Содержание беседы с ребенком по ходу движения по маршруту
- Спросите у ребенка, что он знает о Великой Отечественной войне.
- Расскажите ребенку о том, что 22 июня 1941 года, пока мирные жители спали, фашистская Германия напала на Советский Союз.
- Спросите знает ли он, что такое Великая Отечественная война? Что такое Отечество? (отечество – это страна, в которой мы родились и живём, страна наших родителей – отцов матерей и наших предков).
- Расскажите ребенку о том, что Великой Отечественной называют войну потому, что весь народ встал на защиту своей страны. Война продолжалась долгие четыре года, погибли миллионы людей. Не было не одной семьи в нашей стране, которая бы не пострадала от войны. Погибли не только солдаты и офицеры, которые сражались с врагом на фронте, но и мирные жители, дети, старики и женщины. Многие города были разрушены, люди потеряли свои дома. Война принесла всем много горя и страданий, поэтому люди радовались окончанию войны, радовались долгожданной Победе.
Война была давно, но мы должны хранить память о тех событиях. Мы всегда должны помнить о подвигах солдат, защитивших свой народ, о подвигах, партизан, воевавших в тылу врага, о трудовых подвигах тех, кто работал на заводах и фабриках, выпускавших боевую технику, оружие, танки, самолеты.
Чтобы сохранить память о героях войны, в городах, посёлках установлены памятники.
- Предложите ребенку пройти и рассмотреть захоронения.
- Возложите цветы к скульптуре воина вместе с ребенком в память о воинах, павших в боях за мирное небо.
- Расскажите ребенку о том, что первые обнаруженные о поселении сведения относятся к началу ХIХ века. Деревня стояла на реке Стасевка, на карте 1866-1869 г.г. значится Стасено (село), в 1929г. – Стасьево.
Ход экскурсии
Свято-Покровская церковь
В «Памятной книжке Витебской губернии за 1867 год» и в «Списке церквей, монастырей и духовенства, бывшей греко-униатской Белорусской епархии, за 1839 год», упоминается Стасевская церковь Положения честных риз Пресвятой Богородицы (униатская церковь) и священник Иосиф Клодницкий. Приход церкви относился к Микулинскому благочинию.
В январе 1859 года в Стасево прибыла комиссия в составе которой были священник, церковный староста, помещик Станислав Дроздовский. Целью был осмотр старого православного храма, размещенного в имении. Обследовав его снаружи и внутри комиссия отметила, что Покровская церковь "построенная неизвестно когда, надо полагать со старого амбара, пола нет совсем, стены и крыша едва держатся, колокольня пристроена заново года 4 тому назад, прочная и довольно красивая, но не обшита досками, и фундамент под ней разваливается".
Несмотря на то, что определенные средства на ремонт храма выделило государство, помещик С.Дроздовский, взявший на себя инициативу, решил полностью перестроить церковь и поэтому отдал на это дело собственные деньги. Поступок, совершенный помещиком, пришелся по душе Витебскому губернатору. За последние годы во всей губернии только стасевский помещик занимался обновлением храмов. За это, а также, чтобы заинтересовать других, в начале 1861г. Станислава Дроздовского наградили орденом Святой Анны 3-й ступени.
Стасевская во имя Покрова Пресвятой Богородицы церковь была построена в 1860 году. Штатная, деревянная, холодная прочная. Причтные постройки были тоже деревянные и обветшалые. В церкви было 580 душ прихожан мужского пола и 511 – женского. Земли для обеспечения причта 20 десятин удобной и 21 – неудобной.
31 октября 2020 года в духовной жизни Лиозненщины произошло знаковое событие. В агрогородке Стасево митрофорным протоиереем, настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора г.Витебска Михаилом Мартыновичем и благочинным Лиозненского благочиния иереем Вячеславом (Пашкевичем) был проведен чин освещения памятного знака - часовни на месте бывшей Стасевской церкви Покрова Пресвятой Богородицы
Воинское захоронение
Такого офицерского кладбища, как в агрогородке Стасево Лиозненского района, в Беларуси больше нет. Здесь похоронены сразу 168 младших и старших офицеров.
Многие из них, возможно, стали бы известными военачальниками, но они навсегда останутся взводными, ротными, комбатами. Девять долгих месяцев, с осени 1943 г. по июнь 1944 г., здесь стоял фронт. Между уже освобожденным городским поселком Лиозно (10 октября 1943 г.) и еще оккупированным Витебском проходила глубоко эшелонированная линия обороны фашистов под названием «Медвежий вал». Метр за метром советские воины, неся огромные потери, освобождали нашу родную землю. В конце декабря 1943 года заместитель командира полка майор Тимофей Орлов, уроженец Курганской области, свой героический подвиг совершил именно здесь. Сдерживая ожесточенные контратаки противника, стрелковые подразделения под его командованием смогли прорвать оборону немцев. В ходе рейда по тылам врага наши воины уничтожили колонну противника. В этом бою офицер погиб. Высокое звание героя Советского Союза ему присвоили посмертно. Здесь, в Стасево, Тимофей Орлов и похоронен. Как и еще 15 бойцов рядового и младшего комсостава. Всего 183 советских воина, освобождавших Лиозненщину, покоятся на центральном воинском кладбище агрогородка.
ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ
«Отгадай военную профессию»
Цель: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Правила игры
Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. Вы должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Если отгадали, становитесь ведущим.
РЕФЛЕКСИЯ
После прогулки предложите ребенку нарисовать то, что больше всего запомнилось. По дороге домой предложите разучить одно из предложенных стихотворений.
Никто не забыт
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет,
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
(А. Шамарин)
Куда б ни шёл, ни ехал ты
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
(Михаил Исаковский)
раскрыть » / « свернуть