Выступление на методическом объединении заместителей директоров по воспитательной работе «Понятие и формы интерактивного метода»
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.
«Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивные - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2) активные - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3) интерактивные - inter (взаимный), act (действовать).
Применение интерактивного обучения дает конкретному обучающемуся опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением, развитие личностной рефлексии, освоение нового опыта взаимодействия, развитие толерантности и творческого мышления, возможность самосовершенствования, духовного развития; учебной группе – развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства в группе, поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации, принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
Что дают интерактивные формы воспитания?
Школьникам:
- опыт высказывания, аргументации своих идей, мнений, точек зрения, позиций;
- опыт сравнения, взаимного анализа, понимания своих и чужих идей, мнений, точек зрения, позиций;
- опыт культурной защиты своих индивидуальных и групповых идей, мнений, точек зрения, позиций;
- опыт изменения, сближения, объединения своих индивидуальных и групповых идей, мнений, точек зрения, позиций;
при определённых педагогических условиях - развитие интереса, привлекательности, значимости, ценности для школьников предъявления, анализа, сравнения, сближения своих и чужих
Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:
l - развития умение эффективно работать в группе, команде;
l - повышения интереса к окружающему миру;
l - разнообразия форм работы с учащимися;
l - развития творческих способностей учащихся;
l - активизации воспитательной работы;
l - активизации познавательной деятельности;
l - приобретения учениками опыта публичных выступлений;
l - повышения самооценки учащихся;
l - постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;
l - выбора различных способов деятельности для достижения результата;
l - развития коммуникативных умений и навыков;
l - развития важных социальных навыков: быстрота и гибкость мышления при принятии решений, критический подход к проблемам, уважение к чужому мнению.
Основными отличиями форм и методов интерактивного обучения от традиционного являются:
-активизация познавательной деятельности учащихся;
-самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы;
-создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;
-непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися;
-изменение роли учителя на роль организатора учебного процесса, консультанта;
субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником (как прямые, так и опосредованные (через учебную группу, учебный текст, компьютер));
-опора на личный опыт обучающихся, учет состояния их экзистенциальных проблем;
организация внешнего взаимодействия обучающихся как стимула к внутреннему переживанию.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
-развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
-решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;- --
-развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановку целей и пр.), т.е. обеспечивает решение обучающих задач;
-обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, способствует обмену ценностными установками.
-интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т.д.
В режиме занятий происходит постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, мини-лекции (небольшие теоретические части).
Эффективность интерактивного обучения связана также с особенностями человеческого восприятия.
-Таким образом, можно выделить следующие характерные черты интерактивного обучения:
*взаимодействие учащихся между собой и учителем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности;
*процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения, именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий (дистанционное обучение);
*обучение реальности, или, можно сказать, обучение, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности;
*обучение, активизирующее внутренний диалог, способствующий обретению учащимися ценностных ориентиров, что позволяет преодолеть противоречие между их потребностью в духовном развитии и недостаточным вниманием к этим проблемам в процессе обучения.
Формы интерактивного воспитания можно разделить на:
- дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;
- игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры;
-тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.
Формы:
• Мозговая атака
• Ролевая игра
• Дискуссия
• Мини-лекция
• Работа в группах
• Игровые упражнения
• Разработка проекта
• Решение ситуационных задач
• Приглашение визитера
• Интервью
• Инсценировка
• Тренинг
• Обучение «Равный - равному»
• Акции и кампании
• Презентация
• Видеофильм
Мозговая атака
Технология.
Основное правило на первом этапе – НИКАКОЙ КРИТИКИ!
Первый этап СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ (главная цель – набрать как можно больше возможных решений)
Второй этап АНАЛИЗ ИДЕЙ (в каждой идее желательно найти какое -то рациональное зерно)
Третий этап ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ (группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и рассказывает о них аудитории)
Ролевая игра
Цель: овладение определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Технология
Коллектив делится на группы по 4-5 человек
Раздаются задания на карточках
Распределяют роли,
Обыгрывают ситуацию
Представляют (показывают) всему коллективу.
Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
Дискуссия
Ведущий заранее представляет тему. Одна крупная тема разбивается на 3 – 4 блока.
Трое основных участника в течение 35 минут выступают с заранее подготовленными сообщениями перед зрителями.
После каждого выступления зрители задают вопросы (неплохо было бы заранее продумать проблемные вопросы, которые будут задавать зрители)
На последнем этапе дискуссии ведущий подводит итоги и проводит обобщение выступлений.
Результат:
Учащиеся работают с дополнительными источниками информации. Они также обращаются к социальному опыту – собственному и своих товарищей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Психолого-педагогические условия организации
интерактивного обучения и воспитания
К психолого-педагогическим условиям организации интерактивного обучения и воспитания относят:
- доверительные, позитивные отношения между преподавателем и учащимися;
-демократический стиль преподавания;
-сотрудничество в педагогическом процессе педагогов и учащихся, учащихся между собой;
- опора на личный опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
В зависимости от форм организации интерактивного обучения и воспитания могут меняться и условия их организации.
Что усиливает эффективность активных форм?
- Введение (может через общее совместное решение) и использование правил работы , опирающихся на ценности взаимопонимания, прояснения мнений и интереса к иной точки зрения.
- Оформление действия, работы с использованием образных «говорящих» и управляющих высказываний, символов, рисунков.
- Использование рефлексивных вопросов : вопросов побуждающих анализировать и сравнивать причины, основы соответствующих личных и групповых мнений, позиций; ход и результаты дискуссии.
Создание ситуации открытого конца, с подчёркивание важности продолжения обсуждения или принятием решения об общих последующих действиях (организации коллективного дела; разработки, связанного с дискуссией проекта и пр.).
Функции и роль преподавателя в интерактивном обучении и воспитании.
Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Положительные стороны и отрицательные стороны интерактивного метода воспитания
-Расширение ресурсной базы
-Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся
-Высокая степень мотивации
-Трудности установления дисциплины и ее поддержания
-Максимальная индивидуализация обучения
-Строгий лимит обучающихся
-Акцент на деятельность, практику
-Объем изучаемого материала небольшой
-Широкие возможности для творчества
-Требуется большое количество времени
-Прочность усвоения материала
-Сложность индивидуального оценивания.
раскрыть » / « свернуть