Заседание детско-родительского клуба «Семья»:
«Здоровая семья – здоровый ребенок»
(для родителей и учащихся 3 класса)
3 четверть
Цель: формирование аспектов психолого-педагогической культуры законных представителей, обеспечивающих осознание значимости здорового образа жизни.
Задачи:
сформировать информационное пространство, отражающее значимость семейного воспитания в формировании навыков здоровьесберегающего поведения у детей;
развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области взаимосвязи семейного воспитанияи формирования личности ребенка;
организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей, обучающихся и педагогов;
Основная часть:
Постановка проблемы: Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Ведь здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и психическое и социальное благополучие. Знать составляющие здорового образа жизни и выполнять их в семье – вот основная проблема современного общества.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей – это важное направление, которое высвечивает актуальные проблемы нашего общества и позволяет создавать условия для их разрешения.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Семья является основной, решающей ступенью в формировании личности. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности. Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. Для ребенка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья обеспечивает успешную социализацию личности.
И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. К сожалению, довольно часто родители не могут оценить всю меру своей ответственности за формирование личности ребенка [1]. Ценностное отношение к различным событиям, явлениям жизни, симпатии и антипатии, нормы и правила поведения дети зачастую перенимают у родителей и значимых членов своей семьи, копируя их модели поведения. Поэтому очень важно, чтобы для родителей ценности здорового образа жизни были в приоритете, что позволит сформировать у ребенка позитивные установки на здоровый образ жизни. Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. определена важная составляющая воспитания: воспитание культуры здорового образа жизни, направленной на формирование навыков здорового образа жизни. Это предполагает, в свою очередь, сформированность у обучающихся ценностного отношения к здоровью, знаний о способах сохранения и укрепления здоровья, культуры питания, труда и отдыха, активное участие обучающихся в спортивных объединениях по интересам и секциях.
Практика показывает, что многие родители испытывают трудности в процессе воспитания, выборе эффективных форм и методов. Возникают сложности и в разрешении конфликтных ситуаций с ребенком, а зачастую – и в установлении качественных контактов, поскольку некоторые законные представители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей и подростков. К сожалению, наблюдаются случаи, когда культура родительства оказывается мало осознанной по отношению к ребенку. У многих родителей отсутствуют четкие представления о воспитательном процессе, в основном он осуществляется интуитивно, с перекладыванием ответственности на «плечи школы»: учителей, психологов, а также бабушек и дедушек. Такая ситуация порождает большие эмоциональные проблемы в отношениях родителей и их детей, которые могут вылиться в проблемы социально-правового характера.
Психолого-педагогическая культура родителей, законных представителей — это часть общей культуры человека, включающей опыт воспитания детей в семье, накопленный предшествующими поколениями, специально приобретенные психолого-педагогические знания и умения, сознательно применяемые в процессе семейного воспитания подрастающего поколения, потребность в саморазвитии и самосовершенствовании личности воспитателя. В ее структуре выделяются компоненты: мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, действенно-практический и экзистенциальный (рефлексивный, определяющий уровень ответственности за результаты семейного воспитания).
Структурно педагогическая культура родителей представляет единство компонентов (вариант Антиповой Е.В.) представлен в таблице:
Таблица
Компонент
|
Содержательная характеристика
|
Мотивационный
|
Определяет стремление родителей к овладению опытом воспитания с целью достижения положительных результатов воспитания детей в семье
|
Интеллектуальный
|
Представляет систему знаний и умений организации семейного воспитания
|
Эмоционально-волевой
|
Заключается в умении общаться и взаимодействовать с ребенком в различных ситуациях
|
Действенно-практический
|
Предполагает овладение и творческое практическое применение знаний и умений в организации процесса семейного воспитания
|
Экзистенциальный
|
Обеспечивает рефлексивную позицию родителей, их способность возлагать на себя ответственность за результаты семейного воспитания
|
Воспитательный потенциал семьи рассматривается как совокупность условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи и успешность социализации ребёнка.
В числе важнейших условий и факторов, которые влияют на воспитательные возможности семьи, выделяют её тип и структуру, материальные и бытовые условия, психологический микроклимат, характер взаимоотношений между членами семьи, между семьёй и социальным окружением, семейные традиции, уровень культуры и образования родителей, жизненный опыт и, безусловно, сформированность психолого-педагогической культуры у законных представителей.
Критериями оценки воспитательного потенциала семьи выступают: характер взаимоотношений в семье; уровень психолого-педагогической культуры родителей; возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности; её готовность в случае критических ситуаций обратиться за помощью к специалистам.
Различные формы работы с законными представителями позволяют по-новому отнестись к ситуации, осмыслить себя как родителя, отрефлексировать существующие проблемы и причины их возникновения и, следовательно, способствуют повышению психолого-педагогической культуры законных представителей и в итоге — улучшению качества взаимодействия в семье, усилению воспитательного потенциала семьи [2].
Вопросы для обсуждения:
1.Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы?
2.Когда нужно начинать прививать навыки здорового образа жизни детям?
3. Как вы укрепляете и сохраняете здоровье детей?
4.Как вы относитесь к семейным прогулкам на свежем воздухе? Влияют ли они на состояние физического и психического здоровья ребенка и как?
- Что такое рациональный режим? Способствуете ли вы соблюдению режима в жизни своей семьи, в особенности, в жизни ребенка?
6.Можно ли укрепить здоровье ребенка?
7.Закаливаете ли Вы своего ребенка? Поделитесь, пожалуйста, личным опытом.
- Что включает в себя полноценное питание? Необходимо ли придерживаться рационального питания в младшем школьном возрасте?
9.Что мы можем и должны сделать, чтобы помочь своему здоровью и сохранить здоровье наших детей?
Методические указания:
Практикум для родителей и детей. Проводит: педагог-психолог, педагог социальный.
Предварительная подготовка:
анкетирование обучающихся по теме «Здоровье в семье» (Приложение 1), обработка полученных данных, консультирование с педагогом социальным и педагогом психологом при подготовке вопросов для обсуждения и проблемных ситуаций;
для дидактической игры «Семейный завтрак» изготовление карточек с изображением готовых блюд, овощей и фруктов, продуктов питания;
совместно с медицинским работником учреждения образования подготовка презентация потеме: «Правильное питание – залог здоровья»;
для проведения рефлексии изготовить цветки в трех цветовых решениях (синий, желтый, красный) по количеству участников.
Материалы:
видеоролик «Здоровые дети – в здоровой семье»(ссылка -https://www.youtube.com/watch?v=Xlqhx3YZZLA
презентация по теме «Правильное питание – залог здоровья»
Оборудование: графический планшет, цветные маркеры, мультиборд, рамка с креплениями, доска, мел, листы бумаги, ручки, атрибуты для ролевой игры, мяч, ножницы, цветные журналы, клей.
Форма организации: практикум
Методы и приемы работы: ролевая игра, анкетный опрос, беседа, диспут, наблюдение, арт-терапия, просмотр видеоролика с обсуждением, упражнение.
Ход занятия:
Педагог:
Здравствуйте, уважаемые ребята и родители! Сегодня у нас необычная встреча. Мы проводим совместное занятие. Нам нужно побеседовать и вместе найти ответы на вопросы:
Что такое здоровая семья? Что значит быть здоровым человеком?
Игра-приветствие «Здравствуй!».
Цель: создание комфортной, доверительной атмосферы.
Педагог:
Друзья мои, когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте)
– Что желаем мы, когда говорим слово «здравствуйте»? (здоровья)
– Какими словами можно еще поздороваться? (добрый день)
– А что желаем, когда говорим «добрый день»? (Желаем добра)
– Сейчас я хочу узнать, знают ли ваши родители, как вы здороваетесь при встрече со своими друзьями и знаете ли вы, как здороваются при встрече ваши родители. Покажем это, встанем в круг. Первыми будут здороваться родители.
– Пожалуйста, уважаемые взрослые (взрослые поочередно подходят друг к другу со словами приветствия).
– Ребята, правильно поздоровались взрослые? Вы узнали себя? Хорошо! Вижу, знаете своих детей. Ну, а теперь ваша очередь, мальчики и девочки. (Дети здороваются, по очереди с каждым).
– Ну как, уважаемые взрослые? А вы узнали себя? Тогда порядок. Ну, а теперь поздоровайтесь друг с другом, поприветствуйте.
Упражнение «Знакомство».
Цель: создание условий для дальнейшего более глубокого общения.
– Ребята, пожалуйста, представьтесь и расскажите, с кем вы пришли на нашу встречу и немного о каждом из членов семьи. Какой он, чем интересуется, увлекается, проводит время?
Просмотр видеоролика (5 минут) о здоровье в семье «Здоровые дети – в здоровой семье» (Приложение 4):
https://www.youtube.com/watch?v=Xlqhx3YZZLA
Обсуждение просмотра.
Педагог:
Важнейшими элементами здорового образа жизни являются: рациональное питание, активный досуг, любящие отношения с родителями, добрая атмосфера в семье, которая создается умением родителей общаться друг с другом, отсутствие вредных привычек в семье, занятиями физической культурой.
Обсуждение результатов анкетирования в обобщенной форме, проведенного с детьми накануне мероприятия (Приложение 5).
Педагог:
Здоровая семья – это та семья, в которой присутствует взаимопонимание. Нет взаимопонимания и доверия там, где люди не умеют общаться, не слушают друг друга, быстро переходят на крик. Давайте теперь поучимся общаться и подумаем, как связано здоровье семьи и здоровье человека с этим умением.
Упражнение «Ситуация в семье» (Приложение 2).
Цель: развитие взаимопонимания в детско-родительских отношениях.
Педагог:
Сейчас мы проиграем проблемные ситуации, которые часто возникают в семьях. Ваша задача найти выход из ситуации, обыграв эту ситуации здесь и сейчас. Но чтобы это было необычно, мы поменяемся ролями, дети станут родителями, а родители – детьми. А вот и атрибуты для вас: маме – бантик, папе – кепка, детям – платочек, сумочка.
Обсуждение.
Упражнение «Идеальный» ребенок и «идеальный» родитель».
Цель: развитие коммуникативной компетентности родителей и детей.
Педагог делит родителей и детей на группы. Группы родителей должны описать портрет «идеального» ребенка; группы детей описывают портрет «идеальных» родителей по вопросам: (Приложение 3).
После того, как представители от групп расскажут о своих портретах, педагог вместе со всеми делает вывод о том, какими должны быть «идеальные» родители и дети, могут ли они быть такими, как многое в этом отношении зависит от умения общаться друг с другом, проявлять взаимное внимание.
Примечание: Вопросы к портрету идеальных родителей и детей педагог заранее пишет на доске или на большом листе бумаги.
Игра «Идеальные» родители и дети».
Педагог бросает мяч кому-либо из родителей. Поймавший мяч должен закончить фразу: «Если бы я был идеальным родителем, то я бы...»
Затем взрослый передает мяч своему ребенку, и тот заканчивает фразу: «Если бы я был идеальным ребенком, то я бы...».
Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает в руках всех родителей и детей.
Педагог:
Важную роль в жизни детей играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение близких и значимых людей. Отчасти – это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти – это бессознательная имитация. В связи с чем, очень важно, чтобы родители поддерживали свой авторитет в глазах детей, демонстрировали пример эффективного общения, вели здоровый образ жизни, занимались физической культурой и спортом. Для развивающегося организма характерна повышенная чувствительность к различным вредным факторам. Особенно вредно табачный дым действует на здоровье детей. У них нарушается сон, снижается аппетит, расстраивается деятельность органов пищеварения. Живущие в накуренных помещениях дети чаще и дольше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей увеличивается частота бронхитов, пневмоний. По сравнению с детьми некурящих, у детей курящих родителей в два раза чаще развивается аллергия на шерсть домашних животных, а также дети курящих родителей значительно чаще рискуют иметь пищевую аллергию. Даже одежда курильщика представляет для здоровья ребёнка опасность. По свидетельству учёных, ядовитые частицы, оседающие на одежде и волосах курильщика, чрезвычайно опасны. Особенно для детей.
Изготовление коллажа «Здоровая семья».
Цель: определение понятия «Здоровая семья», используя метод арт-терапии.
Педагог:
Используя картинки, фразы, рисунки составьте коллаж о здоровой семье. Какая ваша семья: ваши увлечения, интересы, традиции? Любят ли в вашей семье физкультуру, спортландии, спортивные праздники? Может ли ваша семья называться здоровой? Чем ваша семья отличается от других?
Презентация коллажей.
Педагог:
Давайте подведём итоги. Кто такой «здоровый человек»? Как выглядит «здоровый человек»? Что такое «здоровая семья»? С чем её можно сравнить? Это небосвод, на котором всегда светит солнце. Лучи этого солнца: взаимопонимание, взаимоуважение, здоровый образ жизни, любовь дружба, совместные дела.
И давайте будем помнить о том, что: какова наша семья, таковы и наши дети, наше будущее! Памятка для родителей (Приложение 4).
Рефлексия.
Педагог:
Оценим наше занятие. Подойдите к тому цветку, которому соответствует вашему настроению после нашей встречи.
Синий – зря потратили время, красный – не все понравилось и не во всех упражнениях хотелось участвовать. Желтый – рады были встрече, хорошо и с пользой провели время.
Педагог рекомендует родителям литературу, позволяющую повысить их психолого-педагогическую культуру в области формирования здоровьесберегающих навыков у детей: брошюра «Здоровая семья – здоровый ребенок» (https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Zdorovaya-semya-zdorovyj-rebenok-1.pdf) и др. (см. список использованных источников).
Список использованных источников:
- Батурина, И.Г. Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей и подростков: методические материалы. – Витебск: ГУДОВ
«ВОИРО», 2020. – 38 с.
- Ермоленко, И.А. Родительский университет как форма повышения психолого-педагогической культуры законных представителей учащихся : методические рекомендации / И.А. Ермоленко. — Витебск : государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», 2021. — 57 с.
- Битянова, М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 322 с.
- Битянова , М.Р. Куда уходит детство? // Школьный психолог. – 1999. – №12. – С.16.
- Васильков, Г.А. От игры – к спорту: сб. эстафет и игровых заданий / Г.А. Васильков, В.Г. Васильков. – М.: ФиС, 1995.
- Гусак, Ш.З. Физкультурные праздники и вечера в школе: мет. Пособие / Ш.З.Гусак. -М.: Просвещение, 1999.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004.
- Здоровая семья - здоровый ребенок: Брошюра.
- Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. -- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Карманова, Л.В. Физическая культура в школе: метод.пособие /Л.В. Карманова, В.Н.Шебеко. – Минск: Полымя, 2007.
- Кузнецов В.С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: методическое пособие. - М.: НЦ ЭНАС, 2002.
- Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. : Трикса, 2018. – 420 с.
- Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с.
- Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А.Савиной и Е.О.Смирновой. – М.: «Когито-Центр», 2003. – 230 с.
- Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю.Синягина. – М.: Изд-во: Владос, 2001. – 96 с.
- Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003. – 292 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин – Москва, 1978.
- Антипова, Е. В. Формирование педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждений образования и семьи : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Антипова ; БГПУ им. М. Танка. — Минск, 2017. — 31 с.
- Луговцова, Е.И. Психология формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов соц. учреждений общ. средн. образования / Е.И. Луговцова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 192 с.
- Погодина, Е. К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е. К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2019. — №4 (44). — С. 130–132.
– 238 с.
Приложение 1
Анкета для учащихся 3-х классов «Здоровье в семье»
- Что ты ешь на завтрак?
А) кашу или другую приготовленную еду
Б) чай и бутерброд
В) не завтракаю
- Чем ты обычно занимаешься в свободное время?
А) провожу время с родителями
Б) смотрю телевизор, играю в компьютер, телефон
В) гуляю на улице
3. Хотелось бы тебе, чтоб родители чаще тебя обнимали, хвалили, проявляли внимание?
А) да
Б) нет, они уделяют мне достаточно внимания
- Какого внимания от родителей тебе не хватает?
А) похвалы
Б) времени вместе
В) объятий (обнять, погладить по голове и т.д.)
Г) хватает всего
5. Курит ли кто-нибудь в вашей семье?
А) да
Б) нет
6. Если курят, то где?
А) дома
Б) на улице
В) на балконе
7. Как часто ты видишь, что родители употребляют алкоголь?
А) никогда
Б) только по праздникам или с друзьями
В) часто
8. Как часто в семье возникают ссоры, скандалы?
А) никогда
Б) редко
В) часто
8. Как часто ты занимаешься спортом?
А) только в школе на физкультуре
Б) посещаю спортивные секции после школы
В) занимаюсь вместе с родителями
Г) никогда
Приложение 2
Ситуации:
- Мама пришла домой с работы, а вы не убрали за собой со стола посуду после того, как пообедали.
- Мама (папа) пришла (пришел) с работы, а вы не сделали ни одного урока, ни письменного, ни устного.
- Вы сидите за компьютером, мама просит вас сходить в магазин, но вы отказываетесь идти.
- Вы плохо вели себя в школе, об этом стало известно родителям. Разговор дома вечером.
- В выходные дни проситесь погулять на улице с друзьями. А родители затеяли генеральную уборку и просят вас убрать в своей комнате.
- Вы смотрите увлекательный фильм. На самом интересном моменте вас зовет отец, чтобы помочь прибить полку.
- Вы просите купить родителей дорогостоящую вещь. Месячная зарплата уже распределена, денег на покупку в семейном бюджете в этом месяце нет.
Приложение 3
- Чем родители (дети) должны интересоваться?_______________________
- Как родители (дети) должны проводить свободное время?______________________________________________
- С кем родители (дети) должны дружить?____________________________
- Как родители (дети) должны питаться и одеваться?___________________
- Какие профессии родители (дети) должны иметь или выбрать в будущем?
- ___________________________________________________
- Что родители (дети) должны уметь делать?____________________________________________
- Как родители (дети) должны относиться к членам своей семьи?______________________________________________
Приложение 4
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ –
ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ»
(памятка)
- Начинайте день с улыбки и общения с ребенком.
- Обнимайте ребенка чаще.
- Ежедневно узнавайте, как дела у ребенка в школе, что нового и интересного с ним произошло.
- Не сравнивайте с другими и не оскорбляйте ребенка. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
- Помните, что личный пример лучше всякой морали.
- Дети – это отражение своих родителей. Задумайтесь, что вы делаете не так. Ваши модели поведения перенимаются детьми.
- Не допускайте ссор в присутствии ребенка. Сохраняйте свое и его психологическое здоровье.
|
раскрыть » / « свернуть