Профилактика суицидального поведения у детей и подростков
Суицид – это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?
«Самоубийство есть следствие социально-психологической дезадаптации человека в условиях переживаемого им микросоциального конфликта» (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Другими словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: разводом родителей, повторным браком, алкоголизмом, конфликтами, болезнями и потерей близких родственников. Сфера детского общения меняется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность в общении остается, но реализовать ее в привычных формах уже невозможно. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок подумывает о самоубийстве. Самоубийство может быть средством выхода из невыносимой ситуации.
Дети и подростки с определенными психологическими особенностями подвержены риску суицида:
- эмоционально чувствительный, ранимый;
- стойкий в сложных ситуациях и в то же время неспособный на компромиссы;
- негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однообразны и прямолинейны);
- склонен к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
- склонны концентрироваться на эмоциональной проблеме и на формировании сверхзначимых отношений;
- пессимистичный;
- закрытые, имеющие ограниченный круг общения.
Классификация суицидальных проявлений
Суицидальные намерения включают суицидальные мысли, идеи, чувства и наклонности.
Степени выраженности суицидального поведения:
Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: «Хорошо бы умереть», «Уснуть и не проснуться», «Если бы это случилось со мной, я бы умер» и т. д.
Вторая степень - суицидальные мысли. Это активная форма проявления суицидальных наклонностей, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Рассмотрены способы самоубийства, время и место действия.
Третья степень - суицидальные намерения. Они возникают из намерений, при этом они подкрепляются волевыми решениями, приводящими к действию.
Период от появления суицидальных мыслей до потребности в их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).
Демонстративные и истинные просьбы о самоубийстве
Специалисты делят суицидальные требования:
на истинных;
демонстративный;
шантажировать.
Количество показательных заявок в 10-15 раз больше, чем выполненных. Задачей демонстративных, шантажирующих требований является достижение определенной цели, либо привлечение внимания к себе, либо выражение протеста против сложной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов влияние сверстников. Подросток делает суицидальную просьбу «за компанию», его решение не обдуманно, а продиктовано готовностью поддержать своих друзей, желанием быть «таким же, как все».
Следует помнить, что любые суицидальные требования крайне опасны! Они действительно могут закончиться смертью; они могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или экстремальным «развлечением». Наконец, игры со смертью могут перерасти в упорное саморазрушающее поведение, которое выражается в употреблении наркотиков, алкоголя и постоянном желании рисковать.
Наиболее опасны истинные суицидальные мысли — показатель тяжелого эмоционального расстройства, сильного стресса, тяжелой депрессии.
Мотивы и причины суицидального поведения
Основными мотивами и причинами суицидального поведения (приведенными в порядке убывания значимости) могут быть:
- Личные и семейные конфликты:
- несправедливое обращение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и других лиц;
- потеря близкого друга, болезнь, смерть близких;
- препятствия для удовлетворения реальных потребностей;
- несчастная любовь;
- недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
- Психическое состояние. Две трети самоубийств совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и причинам и только треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
- Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные онкологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид происходит на стадии неуточненного диагноза.
- Конфликты, связанные с асоциальным поведением самоубийц:
- страх наказания или позора;
- самоосуждение за неблаговидный поступок.
- Конфликты в профессиональной или академической сфере:
- неудачи, неудачи в учебе или работе;
- несправедливые требования к выполнению профессиональных или воспитательных обязанностей.
Эти мотивы редко бывают причиной суицида.
- Финансовые проблемы. Они также редко приводят к самоубийству.
Объектами самоубийства могут быть:
- Протест, месть. Суицидальное поведение в форме «протеста» предполагает нанесение ущерба, месть обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Применяется принцип: «После моей смерти вам станет хуже». Конфликт острый.
- Созыв Суицидальное поведение «вызывающего» типа возникает остро и реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидального требования – получить помощь извне, чтобы изменить ситуацию.
- Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение типа «избегание» проявляется в ситуациях угрозы наказания и в ожидании психических или физических страданий, а смысл суицида заключается в попытках избежать их.
- Самонаказание определяется переживанием реальной вины или является следствием патологического чувства вины.
- Отказ. Суицидальное поведение типа «отказ» от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у психически больных.
Постсуицидальный период
Постсуицидальный период начинается после суицидальной попытки. Прослеживаются мотивы, приведшие к самоубийству:
- конфликт и его значение для субъекта;
- принятие суицидального решения;
- личное отношение к суициду.
Различают 4 типа постсуицидальных состояний :
- Критический тип. Конфликт потерял свою актуальность. Человек чувствует стыд. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи – рациональная психотерапия.
- Манипулятивный тип . Острота конфликта уменьшилась. Возникло четкое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством воздействия на окружающих. Есть тенденция превращать истинные попытки в показательные попытки шантажа. Направление помощи – выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реакции во избежание повторных суицидов.
- Аналитический тип . Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает угрызения совести за содеянное. Но так как конфликт еще находится в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, высока вероятность повторного суицида, даже с летальным исходом. Направление помощи – ликвидация конфликта с возможным привлечением юристов и других служб.
- Суицидальный фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи – лечение в психиатрическом диспансере с назначением строгого наблюдения.
Максимальный риск повторного суицида составляет от 1 месяца до 3 лет.
Возрастные особенности суицидального поведения у детей и подростков.
Формирование представлений о смерти проходит несколько этапов. Ребенок формально знаком с атрибутами смерти, но это знание не коррелирует с его собственной личностью или личностями близких. Конечность жизни представлена как долгое отсутствие. Привлекает возможность считаться мертвым для других, но наблюдать за ними со стороны и видеть раскаяние их обидчиков. Отсутствует страх смерти, и во время «игры со смертью» ребенок не испытывает отрицательных эмоций. Не осознавая серьезности последствий, он может совершать опасные для жизни шалости и попытки суицида.
Со временем представление о смерти как конце жизни становится адекватным. Формируется страх смерти, который чаще носит формальный характер и не связан с ценностью собственной жизни. Детская некомпетентность лежит в основе суицидального употребления ими «невинных» взрослых веществ (канцелярский клей, шампунь).
С другой стороны, дети прибегают к калечащим методам покушений на их жизнь, не понимая их крайней опасности (падение с высоты, попытки утонуть, самоповешение). Подростки часто «переигрывают» демонстрацию, когда без цели свести счеты с жизнью кончают жизнь самоубийством, принимая таблетки в яркой упаковке и т. д.
Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация для ребенка или подростка может состоять из мелких, мимолетных, по мнению взрослых, возмущений. Подросток своим максимализмом, эгоцентризмом, неумением прогнозировать свою жизнь порождает чувство безысходности, отчаяния, одиночества. Это совершенно неожиданно для окружающих взрослых делает конфликтную ситуацию суицидальной для ребенка.
Становится понятным условное деление суицидального поведения в детском и подростковом возрасте на истинное и демонстративно-шантажистское поведение. Все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные и тщательно анализировать каждый факт суицидальной попытки.
Подростки часто прибегают к демонстративному самоубийству, надеясь, что они будут спасены вовремя. Объясняют это «несчастной любовью», но настоящая причина — уязвленное себялюбие, потеря ценного внимания, боязнь упасть в глазах окружающих, особенно сверстников. А может быть, необходимость выпутаться из серьезной ситуации, избежать наказания, вызвать сочувствие, завоевать репутацию исключительного человека. Самоубийство, совершенное перед школой, может свидетельствовать о серьезном конфликте с учителями или администрацией. Иногда «игра со смертью» представляет собой шантаж, спровоцированный несправедливыми, по мнению подростка, наказаниями и окрашенный чувством мести, желанием причинить большие неприятности обидчику. Истинное суицидальное поведение обычно возникает, когда жизнь бьет подростка по «слабым местам» и создает мысли о неполноценности. Самоубийство совершается под влиянием череды неудач, разочарований; последней каплей может стать незначительная причина.
Подростковый возраст настолько насыщен конфликтами и осложнениями, что его можно считать «непрерывным затяжным конфликтом». Подросток по-своему реагирует на происходящее, что в первую очередь связано с его личным самоутверждением. Это выражается в стремлении освободиться от опеки, контроля, покровительства взрослых и распространяется на установленные ими порядки, правила, законы и ценности. Почти инстинктивно он объединяется со сверстниками, в основном с целью общения. Самоутверждение и общение чрезвычайно важны для подростка. Блокирование этих потребностей может стать причиной острого внутреннего конфликта — причины суицида.
Причиной суицидальной попытки может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, она сопровождается грустью, депрессией, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может проявляться неярко: подросток пытается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к пустякам или провокационным поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными половыми связями. Риск суицида выше среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под влиянием психоактивных веществ повышается вероятность внезапных порывов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.
Многим суицидальным подросткам свойственна высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда происходит один суицид, это становится сигналом к действию для других предрасположенных подростков. Небольшие группы парней даже объединялись с целью создания своеобразной субкультуры суицидов. Потенциальные самоубийцы часто имеют родственников, покончивших жизнь самоубийством.
Самоубийство может быть прямым следствием психического заболевания. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос говорит им совершить самоубийство. Причиной суицида может быть чувство вины и (или) страха и неприязни. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Суицидальная попытка – это крик о помощи, вызванный желанием привлечь внимание к своему бедственному положению или вызвать сочувствие окружающих. Так ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он часто представляет себе смерть как временное состояние: он проснется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он на самом деле просто хочет улучшить свои отношения с окружающими. Здесь нет спроса на шантаж, но есть наивная вера: пусть даже его смерть позорит родителей, тогда все беды закончатся,
Депрессивные расстройства
Подростковые депрессивные состояния с высоким суицидальным риском подразделяются на: детский вариант депрессивного синдрома, девиантный, ипохондрический, астенический, вариант с преобладанием типичных подростковых симптомов, а также типичный депрессивный вариант синдрома.
Детский вариант наблюдается у суицидов в возрасте 6-12 лет. Депрессия выражена минимально. Дети становятся менее подвижными, жалуются на быструю утомляемость, раздражительность, капризность. В играх присутствует «похоронная» тематика (похороны игрушек и домашних животных; рисунки с изображением могил, гробов; фантазии о собственных похоронах). Взрослые обычно не обращают на это внимания, и суицидальные просьбы являются для них полной неожиданностью. Причина - мелкий конфликт. Суицидальные мысли травматичны и часто полны. Повторные суицидальные попытки возникают при отсутствии ранней диагностики и лечения.
Девиантный вариант наблюдается в возрасте 10-14 лет. Отмечается обилие различных ранее не свойственных подростку расстройств поведения - от грубости и конфликтов с членами семьи до бродяжничества, алкоголизма, половых излишеств. Такое поведение создает почву для конфликтов с окружающими, служит поводом для наказания. Возрастает риск суицида. При своевременной диагностике и адекватной терапии достаточно быстро исчезает необычное поведение ребенка, появляется критическое отношение к суициду.
Ипохондрический вариант депрессии чаще возникает в возрасте 12-16 лет. Появляются сожаления о состоянии здоровья. Аффект тревожно-печальный, с раздражительностью, чувством покинутости, одиночества. Неприятные ощущения в теле считаются проявлениями неизлечимой болезни. Под предлогом болезни начинается учеба. Контакт со взрослыми затруднен. «Непонимание» их переживаний окружающими создает невыносимые, безнадежные, по мнению подростков, ситуации. Адекватная терапия и помощь психолога способствуют преодолению этих симптомов.
Астенический вариант депрессии характерен для подростков 12-16 лет. Первые признаки: трудности в обучении, являющиеся причиной умственной отсталости. Исчезают прежние увлечения и интересы, появляется умственная вялость, безынициативность; подростки говорят о скуке и депрессии. Можно наблюдать тревогу. Сон достаточный, но подросток ощущает бессонницу. Ребенок продолжает ходить в школу, пытается вести прежний образ жизни, но у него это не получается. Есть конфликты, которые он принимает слишком близко к сердцу. Суицидальные попытки предпринимаются не в момент наивысшего эмоционального напряжения, а по прошествии некоторого времени. Риск повторных требований очень высок.
Депрессивный синдром с преобладанием типичных подростковых симптомов характерен для подростков 16-18 лет. Размышление о смысле жизни и сущности смерти приобретает характер навязчивой, бесплодной, депрессивно окрашенной мудрости. Суицидальное поведение не связано с конфликтами, а является длительным результатом мыслей о жизни и смерти. В случае неудачи самоубийство повторяется. Синдром может быть проявлением вяло текущей шизофрении.
Сюда же относится и неудовлетворенность собой, особенно у девушек, которая иногда может быть настолько сильно выражена, что приобретает депрессивную окраску, а незначительная психологическая травма может привести к суициду.
Депрессивные состояния с типичными симптомами наблюдаются в возрасте 16-18 лет. Характерны тревога, страх, самоуничижение. Суицидальные попытки совершаются на пике психического напряжения – любым удобным в этот момент способом. После неудач тревога и депрессия стихают, но это состояние обманчиво. При отсутствии адекватного лечения потребность повторяется. Таким образом, расстройство поведения, снижение работоспособности, конфликтность, капризность, обидчивость являются проявлениями депрессивного синдрома. Взрослые считают такое состояние ленью, ленью, следствием плохого воспитания. Подростков ругают, стыдят и выговаривают. Родители, объединившись с педагогами, применяют различные меры воздействия на подростка.
Такая неадекватная оценка психического состояния депрессивного подростка создает тяжелые конфликтные ситуации и толкает его на суицид.
Профилактика суицидального поведения у детей и подростков
При разработке мер профилактики суицида у детей и подростков необходимо иметь в виду:
- Граница между истинным и демонстративно-шантажирующим суицидальным поведением в детском и подростковом возрасте условна. Все суицидальные мысли, наклонности и побуждения ребенка целесообразно рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.
- Чем моложе больной, тем тяжелее депрессивные состояния с высоким риском суицида.
- Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под влиянием конфликтных ситуаций, если не принимаются адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.
- Психологические переживания часто переоцениваются подростками и недооцениваются взрослыми.
- В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога.
- При депрессивных состояниях у детей и подростков всегда высок риск рецидива, что требует индивидуальной профилактической работы.
- Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми и подростками в истинных суицидальных попытках.
При беседе с подростком, думающим о суициде, рекомендуется:
- внимательно слушайте собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
- правильно, спокойно и четко формулировать вопросы, расспрашивая о сути тревожной ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражайте удивления услышанным и не осуждайте ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
- не спорь и не настаивай на том, что беда его незначительна, что он живет лучше других; высказывания «у всех одинаковые проблемы» заставляют ребенка чувствовать себя еще более ненужным и бесполезным;
- попытаться развеять романтико-трагический ореол представлений подростка о собственной смерти;
- не предлагать неоправданные утешения, а подчеркивать временный характер проблемы;
- стремиться вселить в подростка надежду; оно должно быть реалистичным и направленным на усиление его сильных сторон и возможностей.
Как понять, что ребенок решил покончить жизнь самоубийством
О серьезном намерении ребенка покончить с собой обычно легко догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: вербальные, поведенческие и ситуативные.
- Словесные знаки. Подросток часто задумывается о своем психическом состоянии, при этом:
- прямо и ясно говорит о смерти: «Я убью себя»; «Я так больше не могу жить»;
- косвенно намекает на его намерение: «Я больше не буду никому в тягость»; «Тебе больше не придется обо мне беспокоиться»;
- много шуток о суициде;
- проявляет нездоровый интерес к вопросам смерти.
- Поведенческие признаки. Подросток может:
- отдавать вещи, имеющие для него большее личное значение, другим людям; навести порядок; помириться со старыми врагами;
- демонстрируют радикальные изменения в поведении, такие как
- в еде – слишком мало или слишком много;
- во сне - слишком мало или слишком много спите;
- на вид - стать неопрятным;
- в школьных привычках – прогуливать уроки, не делать уроки, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; быть в подавленном настроении;
- изолируйте себя от семьи и друзей;
- быть чрезмерно активным или, наоборот, равнодушным к окружающему миру; испытывать внезапную эйфорию, затем приступы отчаяния;
- проявляют признаки беспомощности, в действиях чувствуется безысходность.
- Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:
- социально изолирован (нет друзей или есть только один друг), чувствует себя брошенным;
- живет в нестабильной среде (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
- чувствует себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
- ранее предпринимал попытки самоубийства;
- имеет склонность к суициду из-за того, что его совершил кто-то из друзей, знакомых или членов семьи;
- перенес тяжелую утрату (смерть близкого человека, развод родителей);
- слишком критичен к себе.
Если замечена склонность школьника к суициду, изменить ситуацию помогут следующие советы
- Внимательно выслушайте подростка, решившего покончить жизнь самоубийством. Сделайте все возможное, чтобы понять проблему, стоящую за словами.
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если у него уже есть конкретный план самоубийства, ему срочно нужна помощь.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Обратите внимание на детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную активность, это может стать поводом для тревоги.
- Будьте внимательны ко всем, даже самым незначительным обидам и обидам. Не игнорируйте ничего из вышеперечисленного. Подросток может не давать волю своим чувствам, скрывая свои проблемы, но при этом находиться в состоянии глубокой депрессии.
- Не бойтесь прямо спросить ребенка, думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.
Рекомендации для родителей
Дезорганизация семьи является основной социально-психологической причиной самоубийств. Дети, совершающие суицид, как правило, происходят из неблагополучных семей, в которых часто возникают конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Хозяйственные проблемы в семье, ранняя потеря родителей или потеря взаимопонимания с ними, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.
Родителям рекомендуется:
- ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, связанные с сохранением физического и психического здоровья ребенка;
- анализируйте каждую сложную ситуацию вместе с сыном или дочерью;
- учить ребенка с раннего детства брать на себя ответственность за свои действия и решения, предвидеть последствия своих действий. Создайте у него потребность задать вопрос: «Что будет, если...»;
- прививать ребенку привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о переживаниях, сомнениях, страхах;
- не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
- не высмеивайте ребенка, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите, укажите возможные пути решения проблемы;
- обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в опасной для жизни ситуации; запишите соответствующие номера телефонов;
- запишите свои рабочие телефоны, а также телефоны людей, которым доверяют сами родители.
Тест для родителей
Дорогие родители! Обратите внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учитесь их решать, вселяйте оптимизм. Если вы не можете справиться самостоятельно, чувствуете дискомфорт в социальной и эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не ждите, что все пройдет и наладится само собой. Будьте бдительны. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найти выход из сложной ситуации.
Ответьте на несколько вопросов, которые помогут вам увидеть картину ваших отношений с ребенком.
- Было ли рождение вашего ребенка желанным?
- Вы целуете его каждый день, говорите ему добрые слова или шутите с ним?
- Вы каждый вечер разговариваете с ним по душам и обсуждаете прожитый день?
- Проводите ли вы с ним досуг раз в неделю (походы в кино, на концерт, в театр, в гости к родственникам, на лыжи и т. д.)?
- Обсуждаете ли вы с ним возникшие семейные проблемы, ситуации, планы?
- Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
- Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
- Знаете ли вы о его увлечениях, увлечениях, занятиях?
- Осознаете ли вы его любовь, симпатию?
- Знаете ли вы о его врагах, недоброжелателях, врагах?
- Вы знаете, какой у него любимый предмет в школе?
- Вы знаете, кто его любимый учитель?
- Вы знаете, кто его любимый учитель?
- Вы первый миритесь, разговариваете?
- Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Подсчет результатов
Если вы ответили «да» на все вопросы, значит, вы как родитель на правильном пути, держите ситуацию под контролем и сможете прийти на помощь своему чаду в трудную минуту. Если большинство ответов «нет», необходимо немедленно изменить поведение, выслушать и понять подростка, пока не случилось беды!
разгарнуць » / « згарнуць