Интеллектуальная игра «Пять звёзд» по жизненному и творческому пути Н.А.Некрасова
Цели:
- систематизировать знания учащихся о Н.А. Некрасове и его творчестве, вспомнить имена его героев;
- развивать воображение, память, речь, формировать познавательную потребность;
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе и языку.
Оборудование: игровое поле, 49 квадратов с рисунками, 15 картонных звезд и 45 жетонов, нагрудные номерки каждому участнику команды, вопросы для игры.
Общий вид игрового поля
А Б В Г Д Е Ж
1
2
3
4
5
6
7
На каждом квадрате закреплен условный знак тыльной стороной наружу.
Условные знаки на квадратах
звезда – 10 шт.
планета – 14 шт.
черная дыра – 7 шт.
стрелка – 7 шт.
нотки – 4 шт.
воздушный змей – 7 шт.
Правила игры
Принимают участие команды в составе не менее 4 человек. Каждый игрок имеет свой порядковый номер. Команды по очереди указывают вопрос, закрепленный за карточкой игрового поля. Например, выбран вопрос “Б-5”. Ведущим вскрывается карточка, на которой может находиться любой из названных выше рисунков.
Звезда – вопрос со свободным ответом. Если игроки отвечают правильно, команда получает “звезду”. Если нет, право ответа переходит к соперникам, которая за правильный ответ получает 4 жетона.
Планета – вопрос на жетон. За правильный ответ команда получает 3 жетона. Команда, набравшая 10 жетонов, может обменять их на одну “звезду”.
Черная дыра – команда может откупиться, отдав одну “звезду”, и тогда “черная дыра” не открывается. Если же команда не может откупиться, то открывается квадрат под “черной дырой” с номером игрока, который покидает игру.
Стрелка – переход к указанному по стрелке вопросу.
Нотки – пауза с подготовленным заранее выступлением команды по изученному материалу (художественное чтение наизусть, чтение по ролям, инсценирование и т.п.)
Воздушный змей – переход хода.
Итоги подводятся после вскрытия последнего окна игрового поля. Побеждает команда, набравшая к концу игры пять или наибольшее количество “звезд”.
Ход игры:
Учитель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы отдать дань памяти поэту, которого с полным правом можно назвать народным, который давно и пророчески предсказал не только своё, но и наше время. Некрасов был прежде всего поэтом-патриотом, он любил Россию до боли сердечной, страдал вместе с ней, верил в ее будущее.
Вопросы на получение «Звезды»
- Назовите годы жизни поэта Николая Алексеевича Некрасова.
ОТВЕТ . Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года, а умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге.
2 . Назовите пристрастие, которое наследовал Николай Некрасов от своего отца.
ОТВЕТ. От Алексея Сергеевича поэт с детства заразился охотничьей страстью, той самой, которая впоследствии давала ему счастливую возможность искреннего, сердечного сближения с мужиком.
- А какая страсть досталась семейству Некрасовых от прапрадеда Некрасова Якова Ивановича?
ОТВЕТ. От Якова Ивановича прослеживается наследственная некрасовская страсть - карты. В результате его сыну Алексею досталось только одно - и последнее - рязанское имение.
4 . Назовите первое учебное заведение, в котором он полюбил чтение?
ОТВЕТ. Ярославская гимназия
5. Ради благополучия своего сына эта женщина подчинялась всю жизнь "угрюмому невежде" и "жребий свой несла в молчании рабы"? Кто она?
ОТВЕТ. Это мать Некрасова.
6 .Издателем какого журнала становится Н.А.Некрасов с 1847 года?
ОТВЕТ. Н.А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым с января 1847 года издаёт журнал "Современник"
7 . В чьем обществе любил подолгу бывать Некрасов?
ОТВЕТ. В обществе крестьянских ребятишек
8 . Какую карьеру хотел отец Некрасова для своего сына?
ОТВЕТ. Он хотел, чтобы сын поступил в военную школу (в Дворянский полк)
9 .Некрасов так писал в одном из своих стихотворений:
Когда ещё всё в мире спит:
И алый свет едва скользит
По бледно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке".
- О какой реке говорится в этом стихотворении?
ОТВЕТ. О реке Волге.
10. Из какого произведения строки:
"Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано..."
ОТВЕТ. "Крестьянские дети". 1861
11. В поэме "Мать" Некрасов пишет о такие строки:
Я отроком покинул отчий дом.
(За словом я в столицу торопился.)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.
- О каком городе идет речь?
ОТВЕТ. О Петербурге.
12. Назовите давнее увлечение Н.А.Некрасова, к которому он пристрастился ещё в детстве и пронёс через всю жизнь?
ОТВЕТ. Охота.
13. В 1846 году поэтом написано стихотворение, в котором он великолепно описывает этот вид охоты. Назовите это стихотворение?
ОТВЕТ. Стихотворение "Псовая охота".
14. В каком стихотворении Встреча с голодным и оборванным мальчиком на пустынной проезжей дороге напомнила Некрасову об одном "архангельском мужике". О ком идет речь? И почему?
ОТВЕТ. Эта встреча напомнила Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова, «великого "архангельского мужика» (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился.
- Из какого произведения строки:
"Пушисты ли сосен вершины?
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
ОТВЕТ. "Мороз, Красный нос"
Вопросы. Символ «Планета».
- "С старым Мазаем я бил дупелей".
"Начал частенько Мазай пуделять".
("Дедушка Мазай и зайцы"). Дайте определение слову «дупеля» (болотные птицы из семейства бекасов).
- Загадки: "В зеленой раме зеркало"? (пруд)
- "Стоят столбы точеные, головки золоченые,
Задумчиво и ласково шумят"? (колосья)
- "Точь-в-точь сапожки красные
Лежат на полосе" (свекла)
- Мороз-воевода построит мосты ледяные, каких не построит народ (лед на реке)
- "Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро..." (это снег и лед)
- [Он] неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит... (лед осенью)
- "Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались с силой смертельной" (струи дождевые)
- В каком произведении Н. А. Некрасова нарисована эта картина летнего дня:
«Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи,
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи…» («Крестьянские дети»)
- Как в стихотворении «Крестьянские дети» зовут собаку рассказчика? (Фингал)
- В каком стихотворении Николай Алексеевич рассказывает о тяжелом подневольном труде детей на фабрике? (В стихотворении «Плач детей»).
- Продолжите высказывание Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но …» (гражданином быть обязан).
- "Вижу я в котомке книжку".
Там уж поприще широко:
Знай работай, да не трусь. ("Школьник") Дайте определение слову «котомка» (так в старину называли сумку, носимую за плечами)
- Вставить недостающее слово:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
…………………..дозором
Обходит владенья свои. (Мороз-воевода)
Подведение итогов.
Учитель: О чём бы ни писал Некрасов: о природе, крестьянских детях, о судьбе русской женщины, о тяжёлой доле пахаря – все стихи поэта о России. Настоящему поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера. Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в её великое будущее. Он говорил: «Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душою»…
разгарнуць » / « згарнуць